Схема прохождения перевала Ак-Тюбе.

Перевал Ак-Тюбе

Расположен: Западный Кавказ - Гвандра – сев. отрог ГКХ хр. Куршо
Категория: 1Б к.с.
Высота: 3350 м
Ориентация: Ю. Восток – С. Запад
Склоны: Ю. Восточный: снежно-осыпной
С. Западный: снежный
Соединяет: лед. Мырды (д.р. Мырды) – лед. Гвандра (д.р. Ак-Тюбе)

Описание перевала начинается с так называемых «Нижних Мырдынских ночевок» в верховьях р. Мырды и заканчивается в долине р. Ак-Тюбе.

Прежде чем попасть сюда, мы преодолели широкую заболоченную долину р. Мырды. В самом начале этой долины, возле коша, мы перешли с правого (орогр.) берега Мырды на левый. Две протоки речки мы перешли по мостикам, сооруженным пастухами, а саму залитую водой долину (метров 250) — босиком вброд. (Фото 1) Дальше, за один час, мы прошли вдоль левого (орогр.) склона долины всю её пологую часть до сухих площадок перед началом подъёма на ледник Мырды – «Нижние Мырдынские ночевки». Здесь очень много удобных мест для стоянок, есть вода. При желании можно в криволесье найти дрова.

Фото 1. Начало подъёма на перевал Ак-Тюбе, вид из долины р. Мырды.

Путь на перевал от места ночевки идет сначала вдоль левого (орогр) края долины. Так как одной четкой дороги здесь нет, то идем в направлении хорошо видимой впереди тропинки, которая траверсирует левобережный склон долины (Фото 1). Через 10 минут ходьбы, преодолев ручей, мы попадаем на начало этой тропы.

Хорошо протоптанная тропинка, полого траверсируя склон, поднимается вверх, обходит торец отрога г. Пирамида и скрывается за поворотом. Примерно через 1 час движения тропинка раздваивается. Одна тропинка идет дальше траверсом вдоль склона, а другая, более приметная – круто вверх вдоль небольшого ручейка. Мы поднимаемся вдоль ручейка и через 20 минут оказываемся на каменистой площадке закрытой с юга левобережной мореной ледника, с севера – отрогом г. Пирамида, с востока, со стороны долины – скальным уступом. Эта каменистая площадка называется «Верхние Мырдынские ночевки». Она удобна для бивуака и часто используется альпинистами в качестве базового лагеря. Тут можно поставить несколько палаток, вода есть рядом, в ручейке.

Хотелось бы сказать пару слов об окружающем пейзаже, открывающемся со скального уступа. Так как это место расположено высоко над ложем ледника, то с этой точки видна почти вся долина р. Мырды вместе с одноименным ледником, выползающим широкой белой лентой откуда-то из-за отрога справа сверху.

Прямо перед нами, над ледником, громоздится огромнейшая монолитная скала – г. Кирпич (Фото 2). Слева от неё и немного дальше видны острые зубцы вершины Далар над белым полем одноименного ледника. Ещё чуть левее, весь в скальных зазубринах виден пик Шоколадный.

Фото 2. Панорама ледника Мырды с верхних «Мырдынских ночевок».

Справа от г. Кирпич – глубокое понижение Главного Кавказского хребта, это перевал Мырды (1А* к.с. 3140 м). Еще правее – гора Мырды-Баши. Наш перевал еще не виден, он справа, за отрогом. Зато хорошо видно в юго-западном направлении широкое снежное поле на подходе к перевалу Мырды-Сакен (2Б к.с. 3250 м).

Фото 3. Путь движения к пер. Ак-Тюбе по леднику Мырды.

Перевал Ак-Тюбе (1Б к.с. 3350 м) расположен слева от большой треугольной скалы на перемычке между вершинами Малая Гвандра и пиком 3688 м (массив Гвандра) (Фото 4). Седловина перевала узкая из сильно разрушенных скальных пород. Перевал соединяет ледники Мырды и Ак-Тюбе. Восточный склон перевала (в сторону Мырды) скально-осыпной, крутой (до 60°), высотой около 30 метров от уровня ледника. Западный склон практически до самого верха закрыт ледником. Тур расположен на левой (по ходу) стороне седловины рядом с памятником (Фото 6).

Фото 4. Перевал Ак-Тюбе, вид со стороны ледника Мырды.
Фото 5. Путь подъема на перевал по леднику Мырды, вид с перевала Ак-Тюбе.
Фото 6. Группа на перевале Ак-Тюбе.

Спуск с перевала идет по ровной засыпанной снегом поверхности ледника, прямо «по пути стока воды» (Фото 7). Пройдя перегиб, открывается вид на небольшое озерко под правым бортом долины в конце «кармана» морены. Это наш ориентир.

Фото 7. Путь спуска с перевала Ак-Тюбе в долину одноименной реки.
Фото 8. Вид на перевал Ак-Тюбе с ледника Гвандра.
На перегибе ледник начинает разделяться на два потока. Один поток идет вправо вниз, а основной остается слева. Идем по линии раздела потоков в направлении на это озеро. Не доходя немного до начала серединной морены, появляется открытый лёд и забитые снегом трещины. Трещины обходим справа внизу и, перепрыгнув через неширокий разрыв между краем ледника и мореной, попадаем на мелкую слежавшуюся осыпь. По осыпи спускаемся на дно «кармана» морены и, не доходя до озера, становимся на берегу ручья на ночевку. Спуск до этого места занял 1 час времени.

Фото 9. «Карман» правобережной морены ледника Гвандра.

Дальнейший спуск идет сначала по левому берегу ручья. Найдя подходящее место, по камням переходим на правый берег. Перед самым озером ручей круто сворачивает влево, пересекает морену и падает в кулуар между торцами этой морены. (Фото 9) Спускаемся по живой осыпи вдоль водопада (метров 50, камнеопасно). Чтобы не спускать на головы друг друга камни, группами по 2-3 человека проходим опасный участок до более пологой крупной осыпи.

Двигаясь правым берегом ручья, мы доходим до дна глубокого распадка. (Здесь нам нужно было продолжать идти вдоль правого берега ручья вниз до нижней оконечности следующей, «ножевой» морены. А там уже должна быть популярная тропа). Но мы, траверсируя с небольшим набором высоты, поднялись на гребень скального массива засыпанного плотными мореными отложениями, поросшими травой. Затем мы, спустились на узкий гребешок «ножевой» морены, идущей параллельно этому массиву вдоль ложа ледника (Фото 10).

Фото 10. Вид на массив Большая Гвандра с «ножевой» морены.

Спускаясь по гребешку «ножевой» морены, мы наткнулись на труднопреодолимое препятствие. Не доходя до конца морены ручей, промыл в ней глубокий каньон.

Морена возвышается над ложем ледника метров на 80. Пришлось спускаться вдоль левого берега каньона. Крутой до 45 градусов склон состоит из слежавшейся мелкой осыпи с редкими островками растительности. Внизу склон выполаживается, осыпь становится средней и крупной. Здесь ручей разделяется на несколько потоков, и можно перейти на его правый берег. Явной тропы не видно, но на камнях кое-где видны сложенные кем-то туры.

Продолжаем движение по крупной осыпи вдоль правого берега ручья. Вскоре ручей, попав на гладкую скалу «бараний лоб», уходит влево вниз. Мы же эту скалу обходим справа и, лавируя между камнями, выходим на травянистое дно долины речки Ак-Тюбе (Фото 11).

Фото 11. Долина р. Ак-Тюбе. Вид с «ножевой» морены.

Спуск от места ночевки до дна долины Ак-Тюбе составил 1 ч 40 мин. Здесь есть вода и ровные площадки. Но если необходимо стать на стоянку, а нет примусов, то до верхней границы леса, еще 1 час ходьбы по правому берегу речки. Скальную гряду, что на полпути до леса, следует обойти вдоль правого борта долины.

Дальнейший спуск по протоптанным скотом тропам не представляет трудности и идет по правому берегу сначала р. Ак-Тюбе, затем р. Индрюкой и р. Гондарай.

При спуске можно посетить живописный водопад на р. Индрюкой. Найти его можно следующим образом. Если спускаться вниз вдоль этой речки по крутой лесовозной тропе, то, не доходя немного до места впадения её в р. Гондарай (дно долины Гондарай уже просматривается между высоких ёлок), слева у дороги лежит огромный камень (около 3-х метров в диаметре). Оставив рюкзаки возле камня, можно спуститься по лесу вниз к берегу речки. Прямо из под ног вода, с оглушительным шумом, срывается в глубокий каньон (Фото 11). Часть потока превращается в брызги и туман, а остальная вода протискивается сквозь узкую щель между скал и обрушивается с очередной ступени водопада.

Фото 12. Водопад на реке Индрюкой.

От верхней границы леса на р. Ак-Тюбе до долины р. Гондарай 1,5 ч ЧХВ.

Хронометраж чистого ходового времени при прохождении перевала Ак-Тюбе.