Приезд. Майлинский ледник. Подъем на высоту 4200 м.

Как и во многих других горных районах Кавказа, для прохода в приграничную зону требуется оформлять пропуска. В этом нам очень помог Сослан Тулатов. Я выслал ему все необходимые данные об участниках группы, а он оформил для нас пропуска, встретил возле Владикавказа и показал дорогу к поселку Кармадон. Я, в лице всей группы, выражаю ему большую благодарность.

Пик Казбек находится в Северной Осетии на границе России и Грузии. Высота вершины 5033 м. Основные маршруты для восхождений проходят как с грузинской, так и с русской стороны. Из России самый популярный маршрут идет через Кармадонское (Геналдонское) ущелье. Именно в нём 20 сентября 2002 года, в результате схода ледника Колка, погиб Сергей Бодров.

День первый.

Прямая дорога в Кармадон закрыта. Попасть в поселок можно только через соседние ущелья. Горный серпантин начинается из ущелья реки Фиагдон.
Дорога в Кармадон

На подъёме мы немного закипели.

Ближе к обеду мы все-таки доехали до Кармадона. Остановились возле нежилого санатория.
Нежилой санаторий

Пообедали.

Можно начинать.
Старт

Погранцы подбросили нас до поселка на высоте 1700 м.
Настя, Ира, Сергей

Вова, Таня, Петрович, Илия, Григорий

Александр, Павлик, Слава

В этом селении остаются последние признаки цивилизации. Дальше пропадает телефонная связь, человеческие строения и мы остаёмся наедине с природой.

Мы шли вверх по ущелью к леднику Майли. От его подножия начинается подъем на Казбек. Из-за ночной поездки я не спал уже больше суток. Для меня это нормально. Бывали случаи, когда я не спал более двух суток. Главное в это время что-нибудь делать. Но в этот раз усталость дала о себе знать. Я засыпал буквально на ходу. Видишь как поставил ногу на камень, а через несколько секунд она стоит уже на траве, а то как переставлял не помнишь. До ледника оставался еще час ходьбы, когда мы решили остановиться.

День второй.

Утро было ясным и нашему взору предстал пик Майлихох.

Через час мы остановились возле термальных источников. Отсюда (высота 2300 м) начинается подъем на Казбек. Майлинский ледник

Второй день у нас, по плану, акклиматизационный. Мы поднимались на склоны вершины Геодезист. В этот день у меня были большие проблемы. Мне вообще не хотелось никуда идти. Через час подъема я не пошел с остальными, а спустился в лагерь, лег в палатку и стал думать о предстоящем восхождении. Немного побаливала нога (старая травма) и я, даже подумывал отказаться от вершины, свалив все на неё.

Вечером сверху спустилась группа ставропольцев. Они были очень измучены, все грязные, мокрые, но очень счастливые. Их восхождение закончилось. Они сидели наверху трое суток, выжидали погоды, и во время «окна» покорили Казбек. Я посмотрел на них и мне сразу захотелось того же. В этот вечер я поборол себя первый раз.

Во время схода Колки, льдом срезало породу. От этого на поверхность повылазили подземные источники, которые раньше стекали под землей до самой реки.
подземные источники

Третий день.

Утром третьего дня мы вышли наверх. Самочувствие нормальное. Шлось хорошо.

Вчера Григорий с Илианой ходили на разведку и знают удобный выход на ледник.

Заходим на ледник с левой стороны (по ходу).

Слева и справа огромные ледяные разломы.

Идем траверсом по правому борту ущелья. Вдалеке видны «бараньи лбы» оставшиеся после схода Колки.

Левее со скал «стекает» ледник Майли. Тропа наверх начинается слева между ледопадом и скалами.

Каждый час делаем привал. Всё как положено.
Петрович, Настя, Таня, Ирина

На леднике всюду текут ручьи.

Снег и лед покрыты равномерным слоем камней. Идется как по асфальту.

Возле ледопада постоянно что-то сыпется и трескается лед.

Григорий и Илиана

Пройдя мимо ледопада, мы вышли на сыпушную тропу, которая петляет между скал. Высота уже около 3000 м. Мы поравнялись с облаками.

На всём подъеме есть только четыре места, где можно поставить палатки: 3100 м, 3500 м, 3800 м, 4200 м. Вышли на первую площадку. Там делаем большой привал. Слава

Поднимаемся выше. По дороге встречаются камни, из которых можно представить забавные фигуры.

На очередном привале, облака снизу догоняют нас и мы сидим в «молоке».

Настя

Временами туман рассеивается и видно Геналдонское ущелье (Кармадноское). Сегодня утром мы стояли на том слиянии двух рек.

Уже к вечеру мы подошли к площадке на 3500 м.

На площадке есть крест на камне, который видно далеко снизу.

Облака опять поднимаются вверх.

А мы ставим лагерь.

За этот день мы набрали высоту 1300 м. Поели, легли спать, а ночью я вышел на улицу и сделал эту фотку. Вдалеке светится вся Осетия, жаль не было луны...

Четвертый день.

Утро следующего дня было как всегда ясным. В этот день по плану мы должны подняться на отметку 4200 м, где будет крайний штурмовой лагерь.
Кармадонское ущелье

Выходим.

Через час первый привал.
Петрович, Слава, Сергей, Таня

Набрав всего 300 м, делаем большой привал на ночевках 3800 м.
Ночевка на 3800 м

Григорий, Илиана

На следующем привале (4100 м) уже чувствуется влияние высоты. У меня после 4000 м начинается сильная отдышка, тяжесть в голове и ногах.
Павлик, Вова, Слава, Сергей

Когда мы поднялись на площадки (4200 м), погода стала портиться. Шел дождь со снегом, дул ветер.
Павлик

Поставили лагерь, ложимся отдыхать.

С этой точки уже должен быть виден Казбек, но низкая облачность нам этого не позволяет. Остается довольствоваться только Майлихохом.

Так закончился подход к Казбекскому плато, с которого потом начнётся покорение вершины. Впереди штурм и спуск. Следуйте за Пухом.